Морозова Юлия Александровна

Родителям

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Ягодная терапия

Ягоды  обладают массой ценных, полезных и необходимых человеческому организму веществ. Сама природа как опытный фармацевт приготовила для нас натуральное лекарство, подсластила его и поместила  в красивую, привлекательную «упаковку». Ягодная терапия позволяет в короткие сроки восполнить недостаток тех или иных витаминов, минеральных веществ, без которых невозможно нормальное функционирование организма.

Черная смородина

Настоящей кладезь витамина С, который называют витамином бодрости. Аскорбинка отлично укрепляет иммунную систему, повышает устойчивость организма к инфекциям. Кроме того, она еще и естественный источник молодости, поскольку обеспечивает дыхание каждой клеточки кожи, предотвращает ее увядание. Суточную потребность в аскорбиновой кислоте обеспечат всего 2 горсти ягод.

Клубника

В этой вкусной и ароматной ягоде содержится 12% полезных углеводов (глюкозы и фруктозы), они благоприятно действуют на обмен веществ, предупреждая развитие сахарного диабета. В отличие от других ягод, клубника содержит всего 1% органических кислот, которые нередко провоцируют изжогу. Поэтому, не отказывая себе в удовольствии, эту ягоду можно есть тем, кто страдает гастритом.

Земляника

В этой ягоде много железа, фосфора, кальция, фолиевой кислоты, отвечающих за ритмичную, бесперебойную работу сердца. Поэтому земляника и обладает удивительным свойством – укрепляет сердечнососудистую систему, способна защитить от атеросклероза и гипертонии. Земляничные эфирные масла облегчают работу почкам, помогая выводить излишки жидкости из организма. Если пить натуральный земляничный сок, то можно укрепить эмаль и десны, так как это настоящий зубной эликсир. Неприятный запах изо рта он устраняет эффективнее любой жвачки.

Малина

Если вы хотите иметь здоровый цвет лица, бархатную и гладкую кожу, быть веселой и жизнерадостной, то почаще ешьте свежую малину. Малина содержит четыре витамина красоты: А, Е, РР и В2 (рибофлавин). Главное богатство малины – салициловая кислота, которая обладает сильным бактерицидным и жаропонижающим действием, именно поэтому малиновое варенье употребляют при простуде. Кроме того, в ягодах малины много меди, которую называют укротительницей стресса.

Черника

Черника известна своей способностью улучшать зрение, снимать усталость и напряжение глаз, которое возникает при работе с компьютером. Каротин и другие полезные вещества, содержащиеся в ягодах черники, ускоряют обновление сетчатки, предупреждают развитие глаукомы и катаракты. Черника является хорошим средством при кишечных расстройствах. Она содержит вещества, которые, оказывая закрепляющее и противовоспалительное действие, помогают наладить работу кишечника.

Ягодная терапия помимо удовольствия, которое вы получаете, когда едите свежие ароматные ягоды, приносит оздоровление и омоложение организму, поэтому смело включайте в свой рацион свежие, вкусные и такие полезные ягоды!

Аллергия у ребенка. Что нужно знать родителям

Аллергия — глобальная медико-социальная проблема. Распространенность ее во всем мире растет с каждым годом и примерно каждые 10 лет удваивается; у каждого третьего человека на Земле отмечаются те или иные формы аллергии. Примерно каждый четвертый-пятый ребенок страдает от аллергических проявлений. В России сегодня от 20 до 30 % детей до года подвержены аллергии.

Факторами, способствующими развитию аллергии, являются наследственная предрасположенность, неблагоприятное влияние окружающей среды, особенности питания матери в период беременности, грудного вскармливания и питания в детском возрасте, расстройства психоэмоциональной сферы, наличие сопутствующих заболеваний ЖКТ, печени, эндокринной и нервной систем. В группу повышенного риска попадают дети, в семьях которых уже были зафиксированы случаи аллергии. Так, если аллергией страдал один из родителей, то риск ее развития у ребенка достигает 25–30%, если болели оба, то вероятность наследования аллергии возрастает до 70%. Влияние экологических факторов довольно очевидно. Загрязнение окружающей среды, присутствие домашних животных, пылевые клещи, пассивное курение, а также «стерильность в быту» – все это значительно влияет на увеличение числа больных аллергией.

Картина аллергии  по мере взросления ребенка и развития заболевания меняется. Если дети раннего возраста подвержены кожным проявлениям (атопический дерматит), то в более старшем возрасте чаще диагностируется патология дыхательной системы — аллергический ринит и бронхиальная астма.

В первом полугодии жизни основными аллергенами являются пищевые продукты. Проявляется аллергия в виде кожной сыпи, одновременно с ней или позже возникают кишечные симптомы: понос или запор, кишечные колики.

Во втором полугодии картина кожных проявлений усиливается, сохраняются желудочно-кишечные симптомы. К пищевой аллергии может присоединиться аллергия на лекарства, шерсть животных. Наблюдаются респираторные проявления: заложенность носа и кашель, возможны даже приступы удушья.

После года и до 3 лет кожные проявления становятся более ограниченными по площади,  Респираторные проявления учащаются. Прослеживается зависимость аллергических проявлений от эмоционального состояния: глубокие переживания и стрессовые ситуации усиливают их.

После 3 лет основными аллергенами являются бытовые (пыль, шерсть, аэрозоли и т. п.). Ребенка часто и подолгу мучают кашель, насморк (при отсутствии инфекции). Нередки и желудочно-кишечные проявления: расстройство стула, боли в животе.

После 6 лет картина аллергии у детей становится более четкой. Характерны острые кожные реакции (крапивница), аллергический ринит, может развиться бронхиальная астма. Нередко появляется аллергия на пыльцу растений, носящая сезонный характер. Не стоит забывать  об аллергии к плесневым грибам, которая может стать причиной как аллергического ринита, так и бронхиальной астмы.

Таким образом, аллергия у ребенка, возникающая в раннем детстве, имеет тенденцию к развитию с возрастом. Это развитие аллергических заболеваний обозначают как «марш аллергии», или «атопический марш». Можно сказать, что аллергический ринит и атопический дерматит у ребенка повышают риск развития в дальнейшем бронхиальной астмы. Поэтому профилактика и лечение ранних проявлений аллергии у детей способно уменьшить вероятность появления бронхиальной астмы в будущем.

Родители должны думать о профилактике аллергии еще задолго до рождения детей. Особенно важно планировать беременность мамам, страдающим аллергией. Разумно посетить врача аллерголога еще до зачатия малыша. Не стоит во время беременности злоупотреблять продуктами, повышающими риск возникновения аллергии: шоколадом, рыбой, цитрусовыми, клубникой. Пониженный иммунитет и частые простудные заболевания у женщины могут способствовать развитию аллергии у ребенка в будущем. Поэтому надо санировать очаги инфекции до беременности. Для того чтобы уменьшить риск возникновения аллергии у детей, будущим мамам стоит отказаться от курения и алкогольных напитков.

Что важно для профилактики аллергии после рождения:

1. Кормить ребенка грудью как можно дольше.

2. Если грудное вскармливание невозможно, использовать специальные смеси - заменители грудного молока, с пониженным содержанием сахара (глюкозы), а также гипоаллергенные смеси.

3. Своевременно и правильно вводить прикормы.

4. Не давать ребенку до 18 месяцев пищу, которая способствует развитию аллергии: шоколад, цитрусовые, киви, ананас, манго и другие экзотические фрукты, клубнику, помидоры, а также продукты, содержащие красители и консерванты.

5. Максимально уменьшить контакты ребенка с домашними животными.

6. Держать квартиру в чистоте, регулярно проводить влажную уборку, по возможности использовать очистители и увлажнители воздуха.

7. Хранить книги, игрушки, одежду только в закрытых шкафах.

8. Обрабатывать ванную комнату антимикотическими (противогрибковыми) средствами 1 раз в 6 месяцев.

9. Использовать постельные принадлежности только из специальных  синтетических гипоаллергенных материалов.

10. Использовать гипоаллергенные бытовые средства для стирки детского белья, мытья посуды и т.п.

11. Не курить в квартире.

12. Проводить профилактику ОРВИ у детей.

13. Своевременно санировать очаги хронической инфекции, а также лечить сопутствующие заболевания ЖКТ, печени, заболевания эндокринной и нервной систем.

14. Проводить рациональную лекарственную терапию под строгим контролем врача.

Цветотерапия детям

Знаете ли вы, что цвета по-разному влияют на наше эмоциональное и физическое состояние. С их помощью можно влиять на детей одевая их в одежду подходящего цвета, либо купив игрушку или оформив интерьер детской. Рассмотрим каждый цвет в отдельности:

Красный - символ страсти. Обладает стимулирующим эффектом, способствует приливу энергии, более деятельному отношению к жизни, активизирует работу большинства органов  и систем организма, повышает активность и жизнедеятельность человека, избавляет от сомнений и страхов, вселяет решимость и оптимизм. Но в его использовании надо быть аккуратным чрезмерное использование может привести к утомлению, раздражительности и упадку сил. Если ваш ребенок робок и нерешителен, либо недавно переболел, возможно, надо добавить красного в его гардероб.

Желтый - цвет солнца, повышает работоспособность, улучшает настроение, успокаивает и снимает напряжение и излечивает неврозы.  Ребенок нервничает - можете купить ему желтый плед.

Оранжевый - огненный цвет, несет энергию бодрости и оптимизма, но не перевозбуждает как красный, активизирует интеллектуальные и физические способности, но при интенсивном воздействии на человека способен вызывать раздражение. Улучшает пищеварение, снимает головные боли и усталость.

Голубой - по своему воздействию близок к желтому, повышая физические и интеллектуальные способности, хорошо успокаивает нервную систему, уравновешивает процессы возбуждения и торможения. Ваш ребенок быстро возбуждается и долго не может успокоиться, тогда голубой ему подойдет.

Синий - может излишне успокаивать, снижать работоспособность, вызывать сонливость, снижает кровяное давление, успокаивает пульс, регулирует ритм дыхания, снимает мышечное напряжение.

Фиолетовый -  несет гармонию  отношений, способствует  сосредоточению, размышлениям, Положительно влияет на сердце, легкие, лечит кашель. Ваш ребенок часто кашляет - добавьте фиолетовые элементы в интерьер детской.

Зеленый - цвет весны, расслабляет и успокаивает, дает терпение, улучшает слух, снижает давление, лечит головную боль, оказывает противоаллергическое и противовоспалительное действие.

Коричневый - символ стабильности и приземленности, однако не обладает особыми целительными свойствами.

Белый - цвет  чистоты и света, управляет функциями эндокринной и зрительной систем, лечит центральную нервную систему, рекомендуют использовать с другими цветами.

Серый – цвет скрытности, способствует самопогружению, в цветотерапии применяется редко, в основном для лечения возбуждения.

Черный - символизирует мрачное отношение к жизни, беспокойство, неуверенность, склонность к депрессии, поэтому если у вас плохое настроение, вы беспокоитесь, нервничаете, это цвет не для вас. Для ребенка этот цвет не очень подходит, носить его надо только в сочетании с другими цветами.

10 способов создать любовь

Семья — это место любви. Здесь мама часто говорит своим деткам «Я люблю вас, мои малыши», каждый день говорит про любовь папе, и вообще, все мы друг другу про нее говорим. А иногда мы любовь делаем. А знаете как? А есть целых 10 способов создать любовь.

1. Обнимашки

Это самый нежный и эмоциональный способ, потому что это тепло наших рук, это наши запахи, это наши ощущения. Дочка долго убегает от мамы, а потом вместе с ней падает на кровать в обнимку. Малыш играет и танцует, а потом папа берет его на руки и крепко обнимает. А еще папа обнимает всех нас, когда приходит с работы. И когда мы все вместе ложимся спать, мы тоже обнимаемся.

2. Поцелуйчик

Поцелуйчик — волшебное средство для улыбки. Когда мама работает, можно прийти и поцеловать ее в щеку, мама обрадуется! Мы всегда целуем папу, когда он уходит на работу, он носит весь день на своих щеках наши поцелуи. От них папе лучше работается, а потом он быстрей едет домой, чтобы всех нас снова обнять. А еще приятно целовать маленького братика, он такой милый и забавный, у него такие сладкие щечки! Они так и просят поцелуев. Но самые приятные поцелуи — мамины: когда мама утром нас будит, когда играет с нами, когда кормит, когда хвалит и учит, когда укладывает спать! Мама целует всех целый день!

3. Рисунки

Да-да, мы умеем рисовать любовь. И это не обязательно большое красное сердце. Любовь — это все! С любовью можно нарисовать небо и звезды, деревья, цветы, речку. Но самая большая любовь — это рисунок нашей семьи. Когда мы рисуем семью, мы думаем друг о друге, заботимся, чтобы ручки и ножки получились ровные и красивые, чтобы ротик улыбался, чтобы глаза блестели…

4. Читать сказки

Когда мама хочет рассказать нам о любви, она просит принести книжку. У нас дома много добрых книг, в каждой из них веселые, поучительные, мудрые, нежные истории о любви. Одни книжки рассказывают о верных друзьях, другие о приключениях, третьи о семейных ценностях. Слушая эти сказки мы понимаем, что все мы — часть чего-то большого-большого… Наверное, это большое и есть Любовь…

5. Смотреть в окно

Мама, наверное, специально сделала такие большие и широкие подоконники, чтобы мы могли поместиться на них втроем. Папа уже не влазит, он стоит и всех нас держит. а мы смотрим в окно: когда с неба огромными хлопьями валит снег, когда по этому снегу бежит соседская собака Жучка, когда дети с большими рюкзаками идут в школу, когда из трубы дома на соседней улице валит дым… А на Новый Год из нашего окна открывается восхитительный вид на фейерверки. Мы любим смотреть в окно, мы любим смотреть на то, как идет жизнь.

6. Гулять

Мы стараемся гулять каждый, ну или почти каждый, день. Мама с папой завели эту традицию еще до свадьбы. Мы много гуляли, пока были в животике у мамы, гуляем и сейчас. Особенно нам нравятся спокойные места: лес, берег у озера, спокойные дворы нашего района. Конечно, мы бываем и на площадках, но скорее ради игры, а гуляем мы на природе. Мама учит нас видеть во всем красоту: как распускаются листочки, как ползут муравьи, как садится солнце за рекой, как сорока перелетает с ветки на ветку. А мы восхищаемся великолепием и величием природы. Во время прогулок мы становимся ближе, разговариваем о чем-нибудь интересном, планируем дела и просто наслаждаемся тишиной.

7. Готовить еду

У нас есть традиция: раз в месяц мы всей семьей печем имбирное печенье. Папа с сыном трут пряности, мама с дочкой готовят тесто, а потом мы вместе вырезаем фигурки - пряники. Мама всегда говорит, что готовить надо с любовью. Тогда еда получается не только вкусная, но и полезная!

8. Сочинять истории

Мы любим сочинять истории и сказки: о себе и о друзьях, об игрушках и зверюшках. Мы наделяем наших героев хорошими качествами характера, они побеждают темноту и учатся убирать за собой игрушки. Папа с удовольствием слушает наши смешные истории, ведь он — самый главный выдумщик в нашей семье! Папины истории самые веселые, хоть и самые короткие, они всегда поучительны и мудры.

9. Сажать цветы

Это так здорово — взять в руки семечки, погреть их, наполнить своим теплом и добротой, а потом посадить в землю и каждый день поливать. Мы сажаем на окошке зелень, а потом наблюдаем, как она растет. Сначала появляется маленький бугорок, из него распускаются два листочка, они поднимаются на тонком стебельке, с каждым днем он становится все выше и крепче, появляются новые листочки сочные и ароматные. Через месяц мы скушаем эти сочные листики, они отдадут нам свои любовь и силы, поэтому мы вырастем здоровые и красивые.

10. Танцевать и петь песни

Танцы и песни тоже являются неотъемлемой и прекрасной частью любого нашего дня. Мы пляшем под песни из мультфильмов, вальсируем под инструментальную классику и весело двигаемся под зажигательные индийские мотивы. Когда мама танцует, она особенно красива, ее движения легки и непринужденны, ее тело свободное и гибкое и все лицо сияет от счастья. Иногда с нами танцует папа, с ним мы прыгаем и кружимся, смеемся и водим хороводы. Наш папа замечательно поет, он может подобрать «жили у бабуси» на любом музыкальном инструменте, даже немного поломанном. А мама лучше всех поет нам колыбельные, ее голос до краев наполняет нас любовью и нежностью, тогда мы сладко засыпаем и видим добрые сны….

Как воспитывать ребенка с нарушением зрения

В настоящее время из года в год всё больше и больше растёт количество детей, имеющих нарушения зрения. Перед многими родителями, имеющими детей с нарушением зрения, нередко стоит вопрос: как же заниматься с ребенком дома? Чем и как ему помочь?

Родителям нужно научиться объективно оценивать возможности своего ребёнка – кстати, они не так уж малы. Большое значение для коррекции зрения детей имеет правильная организация жизни, занятий в домашних условиях.

Эмоциональное общение с мамой и папой, их доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка необычайно важны для ребёнка с нарушением зрения. В тоже время не стоит чрезмерно опекать ребёнка, предупреждать любое его желание. Это может привести к тому, что ребёнок вырастет эгоцентричным, неприспособленным к жизни, полностью зависимым от окружающих. Когда же возможности ребёнка переоцениваются, к нему предъявляются завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить — результат аналогичен предыдущему: ребёнок становится беспомощным даже в самых несложных жизненных ситуациях.

Побольше общайтесь с ребёнком. Следите за тем, чтобы любое употребляемое вами слово было связано с конкретным предметом или явлением, обязательно объясняйте значение каждого слова. Во многих случаях нарушение зрения ограничивает возможности малыша подражать действиям взрослого, поэтому он не может самостоятельно усвоить многие навыки. Постарайтесь выработать у своего ребёнка привычку выполнять различные действия в определённой последовательности, например, сначала надо вымыть руки, затем почистить зубы, прополоскать рот, вымыть лицо и т.д. Не только сами проговаривайте все свои совместные с ребёнком действия, но постепенно учите этому и малыша. Навыки, приобретённые путём неоднократных повторений, автоматизируются – это даёт ребёнку возможность выполнять их самостоятельно. Чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретает ребёнок, чем больше узнаёт он о предметах и явлениях окружающего мира в дошкольном возрасте, тем легче будет ему адаптироваться к новым условиям и требованиям будущей школьной жизни.

У слабовидящих дошкольников по сравнению с нормально видящими развитие пространственной ориентировки протекает замедленнее и с значительными трудностями. Связано это с ограничением у детей зрительной информации об окружающем, а также с неумением пользоваться при ориентировке неполноценным зрением и другими сохранными анализаторами. Для организации обучения дошкольников с нарушением зрения ориентировке в пространстве большое место следует отвести специальным дидактическим играм и упражнениям. Родители, желающие оказать помощь своим детям, могут проводить такие игры в условиях семьи.

Слабовидящий ребенок не имеет возможности использовать зрительный контроль при выполнении своих действий поэтому:

• взрослому необходимо повторять действие столько раз, сколько это необходимо для усвоения ребенком процесса выполнения действий;

• необходимо использование совместного выполнения (взрослого и ребенка) задания;

• важно обеспечить переход от полного к частичному совместному выполнению задания, предоставляя ребенку все больше самостоятельности.

Учите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на столе). Предложите ему положить руки ладошками вниз, объясните: «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правой руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от него.

Обязательно поддерживайте действия ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительно оценивайте то, что он делает: «Ты очень старался, молодец! «Как красиво ты поставил игрушки!» и т. д. Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.

Стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений. Катание на велосипеде также вполне доступно детям с нарушениями зрения и весьма полезно, но под контролем взрослых. Для детей с косоглазием и амблиопией огромное значение имеет развитие стереоскопического зрения. Весьма эффективны в этом случае такие игры, как настольный теннис, бадминтон, баскетбол, волейбол, городки. Эти игры требуют от детей оценки глубины пространства, удаленности предметов и расстояния между ними. Для слабовидящих детей больше подойдут настольные игры: Бильярд, Футбол, Хоккей, с помощью которых дети смогут тренироваться в определении удалённости объектов в пространстве относительно себя и других объектов, расстояния между ними, развивать глазомер.

Развивайте мелкую моторику ребенка, т. к. доказана зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т. д.

Развивайте речь своего ребенка – учите его правильно называть окружающие предметы и действия с ними, четко проговаривать слова, грамотно строить фразы, говорить спокойно, не повышая без необходимости голоса. Обращайте внимание ребенка на интонации, выразительность речи, на то, как в речи передать свое настроение, отношение к тому, с кем общаешься, к поступкам этого человека. Объясните ребенку, что нужно уметь дополнять свою речь соответствующей мимикой и жестами, уместными в каждом конкретном случае. Продемонстрируйте это ребенку.

Учите своего ребенка вести себя домав гостях, в общественных местах в соответствии с этическими нормами: не быть назойливым при общении с окружающими, внимательно, не перебивая слушать других, спрашивать разрешения взять что-либо, не принадлежащее тебе, возвращать на место те предметы, которые брал, благодарить окружающих за помощь и т.д.

Ну и, конечно, же, обязательно играйте с ребенком в игры, развивающие его интеллект.

Интеллектуальное развитие подразумевает наличие у ребенка с нарушением зрения определенных знаний об окружающем мире, предметах и явлениях.

Нужно только не отмахиваться от детских «почему, зачем, отчего», не лениться разъяснять, показать, просто обратить внимание ребенка.

Вы идете в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое «молочные продукты» — кефир, творог, сметана. На обратном пути из магазина можно закрепить знания детей о молочных продуктах в игре. Мама говорит ребенку: «Давай я буду называть продукты, а ты будешь хлопать в ладоши тогда, когда я буду называть молочные продукты».

Сегодня у вас поездка за город, на дачу – нет лучше способа рассказать ребенку об овощах и фруктах, обратить внимание на то, как они растут, вспомнить цвета, все оттенки зеленого, красного, желтого. Хорошо, если это будет не просто рассказ, а ребенок сам выкопает морковку, сорвет огурец и т. д. Здесь можно поиграть с ребенком в игру «Подбери цвет предмету», или «Что лишнее?», или «Найди отличия».

Если процесс классификации у ребенка затруднен, стоит уделить этому особое внимание. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды и т. д.). А потом поиграть в игры «Кто быстрее выберет фрукты», «Кто найдет больше диких зверей».

Игры тут могут быть различные, пофантазируйте и обязательно найдете то, что интересно вашему ребенку. Необходимые знания ребенок с нарушением зрения получает и в процессе активной деятельности. Не удивляйтесь, если он стремится разобрать новую машинку, не отмахивайтесь от его желания пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок, или помочь вам во время стирки. Все это своего рода экспериментальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий, путь познания. Здесь уместно поиграть в такие игры, как «Тонет – не тонет», «Из чего состоит предмет?», «Назови части» и т. д.

Дети с нарушением зрения не всегда бывают любознательны, поэтому у них необходимо целенаправленно развивать любознательность, тренируя их наблюдательность.

Особенно хорошо это делать во время рисования, лепки, конструирования, выполнения различных поделок из природного материала. Вы вернулись с прогулки по лесу, попросите ребенка нарисовать то, что он увидел в лесу, вылепить из пластилина грибы: лисичку и сыроежку, подберезовик и мухомор. Разберитесь, что общего у них, в чем отличие. Попутно разберитесь, какие грибы съедобные, какие нет. Можно ребенку рассказать, как заготавливать грибы на зиму: сушить, солить, мариновать.

Всем детям с нарушением зрения полезно играть с различными крупными конструкторами для закрепления бинокулярного и развития стереоскопического зрения.

Общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе.

Предлагайте ребёнку делать только то, что он на данном этапе своего развития он в состоянии выполнить. Если ребёнок отказывается от выполнения ваших заданий, не стоит заставлять его. Постепенно подводите его к выполнению действий, настраивайте. Заинтересовывать ребёнка, активизировать его внимание и желание поможет игровая ситуация, использование любимых игрушек ("Мишка тоже будет делать это", "Собачка поиграет вместе с нами" и т.д.).

Если вы хотите улучшить зрение ребёнка, то подберите ему соответствующие игры и игрушки. Полезна любая игрушка, которая прыгает, вертится и движется; полезны любые игры с использованием мяча; целесообразно уменьшить время игр, способствующих пристальному смотрению.

Учтите: дети должны смотреть только специальные детские передачи. Длительность непрерывного просмотра или занятий дошкольника не должна превышать 30 минут, оптимальное расстояние для зрения — 2,0 — 5,5 м от экрана телевизора и 40 см от монитора компьютера, сидеть необходимо не сбоку, а прямо перед экраном.

Приобрести навыки поведения в повседневной жизни детям с нарушениями зрения помогут следующие рекомендации:

• Родителям необходимо постоянно поддерживать интерес ребёнка к лечению, которое весьма продолжительно.

• Дети с патологией зрения неправильно понимают слова, так как слабо соотносят их с реальными объектами, поэтому им необходима квалифицированная логопедическая помощь.

• Нужно обращать внимание детей на разнообразные звуки: как шумит машина, работает холодильник, течет вода, шумит ветер и т. п.

• Обучая ребёнка какому-либо действию, необходимо многократно повторять его рука в руку, вырабатывая автоматизм. Полученные навыки важно поддерживать постоянно.

Таким образом, уважаемые родители, развивайте своих детей дома. Не отмахивайтесь от детских «почему, зачем, отчего», не ленитесь разъяснять, показывать.

Наши дети требуют большей заботы, большего внимания, большего терпения, большей любви!

Всегда помните о том, что развивать своего ребенка должны именно Вы, родители! Не случайно в Законе об образовании РФ сказано, что именно семья является важнейшей сферой личностного развития ребенка. Именно родители являются первыми педагогами своих детей и они, родители, должны заложить в них основы физического, интеллектуального и нравственного воспитания.

Желаю всем творческих успехов!

Тяжелые нарушения речи у детей

Тяжелые нарушения речи сопровождают человечество на протяжении всей его многовековой истории. Ведь, как известно, вначале было слово… А если есть возможность говорить, то, безусловно, существуют и различные аномалии, связанные с этим процессом.

Да, тяжелые нарушения речи стары, как мир. И подтверждение тому – труды древних греков и римлян, в чьих традициях очень почитались ораторское искусство и изящная словесность.

Гиппократ упоминал о большинстве современных форм речевых расстройств: потере голоса и речи, заикании, косноязычии и прочими речевыми нарушениями.

Дети с тяжелыми нарушениями речи являются особенными по причине их специфического развития, которое претерпевает отклонение именно в речевой деятельности, а оно, в свою очередь, влияет на психику. При этом слух у таких мальчиков и девочек сохранен, да и, как правило, базовые интеллектуальные показатели в норме.

Как правило, тяжелые формы речевых отклонений чаще всего встречаются в детстве. Именно в этот период жизни у человека формируются навыки овладения родным языком. Ребенок учится произносить звуки. Запоминает слова и их формы. Ежедневно пополняет свой словарный запас новыми словами. Осознает смысловую наполненность речи. Это в норме. Начинается процесс примерно в 1,5-3 года. К школе, к 7 годам речь уже практически полностью сформирована, а в годы учебы происходит лишь ее совершенствование. К устной речи на уроках подключается письменная речь.

Естественно, речь маленького человечка зависит от того, в какой среде он растет. На нее влияют и культура общения в семье, и воспитательные процессы, и то, чему его обучают в детском саду и дома.

Дети с тяжелыми нарушениями речи либо не говорят совсем, либо имеют очень скудный словарный запас. При неплохих физиологических интеллектуальных способностях они отстают в психическом развитии и их нередко принимают за умственно отсталых. Они с трудом овладевают письменной речью, зачастую страдает их грамотность, могут быть сложности в освоении арифметических заданий.

Тяжелые нарушения речи характеризуются не только проблемами с произношением звуков, но и сложностями их восприятия на слух. Такие дети с трудом строят речевые конструкции – фразы, предложения. Им сложно общаться с людьми, а это чревато комплексами и трудностями с социализацией. Если вовремя не принять меры и не исправить тяжелые нарушения речи у детей, им сложно будет распознать и раскрыть их природные таланты и склонности.

У детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, также наблюдается отставание во всех сферах познавательной деятельности – памяти, мышления, восприятия. Особенно четко это прослеживается на уровне осознанности. Таким мальчикам и девочкам сложно переключать внимание, удерживать и распределять его, а также включаться в процесс какой-либо деятельности. Они с трудом запоминают учебный материал и быстро забывают его. Особенно это касается вербальной информации. Таким детям сложно абстрагироваться, производить мыслительные операции, обобщать материал. При этом они могут вполне нормально выполнять задания, связанные со зрительным восприятием – наглядные.

Моторика детей с тяжелыми речевыми нарушениями также страдает. Они, как правило, очень неловки, неуклюжи, двигаются хаотично и импульсивно. При этом они слабы физически, быстро утомляются и имеют низкую производительность. Эмоционально-волевая сфера таких ребят тоже имеет целый ряд отклонений.

При тяжелых речевых нарушениях страдают наблюдательность, устойчивость интересов, отсутствие или снижение мотивации, закомплексованность, агрессивность, раздражительность, замкнутость, обидчивость.

Дети с тяжелым нарушением речи с трудом социализируются – им сложно наладить контакт с людьми.

Таким образом, тяжелые нарушения речи влекут за собой общее недоразвитие всех аспектов речевой деятельности – грамматики, лексики, фонетики, которое сочетается с узостью мышления, ограничением образного восприятия и речевых обобщений, а также сложностями при овладении чтением и письмом.


Существуют три уровня общего недоразвития речи

На первом уровне у 4-5-летнего ребенка отсутствуют или резко ограничены средства речевого общения.

Его словарный запас – это звукоподражания, которые при произношении нередко сочетаются с активной жестикуляцией.

Второй уровень – это когда ребенок все же владеет несколькими словами, но они сильно искажены. При этом в речи таких детей можно различить несколько грамматических форм. Мальчики и девочки, относящиеся к этому уровню общего недоразвития речи, сильно отстают в данном аспекте от своих сверстников.

На третьем уровне недоразвития ребенок владеет словами и даже речевыми конструкциями, однако все равно не могут свободно общаться.


Причины тяжелых нарушений речи у детей. Почему это происходит?

Для того чтобы процесс формирования речи нарушился, должна быть веская причина, а часто целый их комплекс.

Среди основных  причин врачи называют:

Перинатальные проблемы – различные внутриутробные патологии формирования плода (гипоксия, токсикоз, вирусные и инфекционные заболевания матери, резус-конфликт, нездоровый образ жизни беременной, неблагоприятная экологическая обстановка, облучение, вредное промышленное производство).

Родовые травмы (речевой области, которая располагается на макушке). Асфиксия в родах, а также кровоизлияние в мозг.

Врожденные дефекты различных органов речи (языка, губ, нёба) – «заячья губа», «волчья пасть». Неправильно сформированный прикус. Недостаточная подвижность языка и губ

Тяжелые заболевания в первые годы жизни ребенка – инфекционные, вирусные, энцефалические.

Серьезные травмы головы с сотрясением мозга.

Отставание в психическом развитии, которое влечет за собой нарушение речевой деятельности.

Неграмотная речь в семье – из-за нее нередко формируются подражательные нарушения речи, такие как ускоренный ее темп, звуковые дефекты, «съедание» окончаний слов и проч. Воспитание в семье, где оба родителя или один из них страдают глухотой, тяжелыми речевыми нарушениями, заиканием.


Тяжелые речевые нарушения у детей: классификация

Существует два основных типа классификаций данных проблем.

Первая - медико-педагогическая.

Согласно ей, тяжелые речевые нарушения делятся, исходя из причин их возникновения, а также патологических проявлений болезни.

Существует также психолого-педагогическая классификация тяжелых нарушений речи у детей.

Она используется для комплектования спецгрупп для мальчиков и девочек с речевыми отклонениями дошкольного возраста.

Сторонники данной классификации выделяют общее недоразвитие речи, а также фонетические и фонетико-фонематические речевые проблемы.


Тяжелые нарушения речи у детей, какие принять меры

В первую очередь, родители такого ребенка должны осознать всю важность формирования полноценной речевой деятельности.

Ведь именно она запускает множество процессов, происходящих в головном мозге, именно на ней строится общение человека с окружающими.

Очень важно как можно раньше выявить все существующие речевые недостатки.

И желательно начать принимать соответствующие меры не позже 4-летнего возраста.

Зачастую основную ответственность по исправлению тяжелых речевых нарушений мамы и папы особенных детей возлагают на педагогов, психологов, дефектологов и логопедов.

Это не совсем верный путь.

Именно родители, в первую очередь, должны обеспечить ребенку комфортные условия для восстановления речевой деятельности. И мама, и папа, и другие близкие родственники должны активно помогать врачам и педагогам.

Таким образом, основа лечения тяжелых речевых нарушений – это благоприятные условия для развития детского организма, которые включают в себя:

Правильное питание, подобранное индивидуально для конкретного ребенка.

Восполнение дефицита питательных веществ, необходимых растущему организму

Формирование маленького человечка в экологически безопасной среде – качественные посуда, одежда, игрушки. Грамотно организованный режим питания и дня – полноценный завтрак, обед и ужин, дневной сон, посильные умственные и физические нагрузки.

Активная социальная жизнь – позитивное общение со сверстниками, походы в кино, в театры, в музеи, семейные поездки и путешествия, походы, пикники

Регулярные занятия по развитию речи.

Но самое главное – теплая, дружественная атмосфера в семье, полное принятие ребенка родителями, их безусловная любовь.

Очень важно проявлять тактичность по отношению к ребенку, не тыкать в его болезнь, не демонстрировать его отклонение других людям, не осуждать его за это.


Особенности воспитания детей с теми или иными тяжелыми речевыми нарушениями в семье

Так, например, для заикающегося ребенка обязательным условием восстановления являются сон днем и различные речевые ограничения.

Можно практиковать дома режим молчания и допускать периодическое общение шепотом.

Также специалисты рекомендуют помогать своему ребенку в том случае, если он застопорился при произнесении слова – договаривать за него.

Дети, страдающие сенсорной алалией, должны жить в четко выстроенном речевом и звуковом режиме. Родители должны позаботиться о том, чтобы их малыш как можно меньше общалось с окружающими, не смотрел телевизор.

Также эффективной мерой в лечении алалии может стать отсутствие игрушек и картинок, то есть своеобразный зрительный голод. Именно на такой эмоционально ровной почве занятия с логопедом дадут наилучшие результаты.

При дизартрии очень важен грамотно выстроенный режим дня – достаточное количество сна и бодрствования.

Важно развивать моторику, а потому родители могут организовать как можно больше действий для ребенка, которые с ней связаны: захватывание, удерживание в руках и перекладывание предметов. При этом очень важно отмечать и поощрять малейшие успехи ребенка.

Таким образом, у детей с тяжелыми нарушениями речи, будут формироваться необходимые для жизни навыки самообслуживания.

Лечение ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями – это целая комплексная программа, которая должны проводиться регулярно и целенаправленно.

Тогда вас ждет успех, а ребенка – полноценное здоровье.

Стереотипная игра во взаимодействии с ребенком с РАС

У аутичного ребенка есть любимые игры — одна или несколько. В таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая странные действия.

Главные особенности таких стереотипных игр следующие:

— цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;

— в этой игре подразумевается единственный участник — сам ребенок;

— повторяемость — ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций;

— неизменность — раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени;

— длительность — ребенок может играть в такую игру годами.

Стереотипная игра обычно возникает у аутичного ребенка спонтанно, откуда-то глубоко изнутри, и он может играть в нее несколько лет.

Многие специалисты рекомендуют использовать стереотипную игры на занятиях с аутичным ребенком как основу взаимодействия.

Наблюдая за ребенком увлеченным стереотипной игрой, можно предположить, что ситуация повторения знакомых действий комфортна для него сама по себе, так как представляется ребенку знакомой, с заранее известным ему результатом. Поэтому эти действия не пугают его и даже приносят видимое удовольствие.

Вот почему, используя стереотипные игры, можно создать комфортные условия для ребенка и как следствие иметь возможность для установления эмоционального контакта, на основе которого и выстроить занятия.

Прежде чем начинать активно взаимодействовать с ребенком, рекомендуется сначала понаблюдать за действиями ребенка, понять сущность и причину той или иной стереотипной игры. Желательно выяснить в каких условиях ребенок прибегает к стереотипным играм, и отличаются ли они в разных ситуациях.

На основании наблюдений можно понять, какие дальнейшие действия можно предпринимать.

На первом этапе желательно не настаивать на совместной игре и пытаться включиться в игру ребенка на расстоянии, т.е. подключаться к играм ребенка, тактично и ненавязчиво.

Для начала просто присядьте на некотором расстоянии от ребенка и понаблюдайте за его игрой. Если он не отвернется от вас – уже хорошо. Но чаще у ребенка уже есть опыт общения со взрослым, основанный на прямом давлении, поэтому скорее всего он отойдет от вас подальше и расположится для игры в другом месте. В любом случае оставайтесь неподалеку и продолжайте наблюдать.

Вклиниваясь в игры аутичного ребенка не навязывайте своих действия, старайтесь просто поучаствовать в его игре. Например: вы можете просто подать ему интересующую его игрушку, или как бы невзначай пропеть песенку, которую он использовал в своей игре. Это, как правило, обязательно привлекает внимание ребенка, даже если его действия не имеют по вашему мнению никакого смысла, тем не менее это будет уже для ребенка знакомо, а значит не представляет угрозы от которой нужно защищаться.

В результате таких действий ребенок начинает понимать, что от вас для него может быть польза. Поэтому в этот момент самое время предпринять попытки завоевать доверие ребенка.

Если вы хотите чтобы наступил момент, когда ребенок будет доверять вам, старайтесь быть терпеливыми и настойчивыми. И однажды примет ваше предложение поиграть немножко по-другому.

В качестве конкретных правил при использовании стереотипной игры в работе с аутичным ребенком можно предложить следующие:

* Включаясь в стереотипную игру аутичного ребенка, старайтесь вносить в нее новую сюжетную линию, но делайте это осторожно.

* Позволяйте ребенку в любой момент вернуться к своей игре. Помните: стереотипная игра дает ребенку ощущение комфорта, и, быть может, это в данный момент ему необходима.

* Используйте стереотипную игру для выхода из кризисной ситуации (например: при возникновении аффективной вспышки).

Родителям, воспитывающим детей с РАС

Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому, используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение.

• Не отказываться от себя во имя ребенка -  это не способствует развитию и социализации ребенка.

• Все взрослые члены семьи должны достичь единства в понимании поведения и нужд ребенка, а также предъявляемых к нему требований.

Внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, вести дневник наблюдений.

Не сравнивать своего малыша с другими детьми, ориентироваться на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы.

• Не следует принуждать ребенка к выполнению тех или иных действий: чем упорнее родители настаивают на своих требованиях, тем большее сопротивление им оказывает ребенок. Стараться найти способы «переключить» внимание ребёнка на что-то другое, а потом вернуться к своему требованию.

• Прежде всего необходимо организовать и соблюдать режим дня, аутисты болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных, поэтому старайтесь придерживаться привычных для ребенка процедур.

• Важно научить ребёнка основным гигиеническим навыкам. Если ребенок длительное время не может овладеть гигиеническими навыками, не может пользоваться туалетом, его нельзя ругать. Надо быть терпеливым и спокойным, меняя его одежду, но не прекращать действий по воспитанию у него этих навыков.

• При обучении ребенка навыкам приема пищи особенно важно соблюдать режим питания, пищу рекомендуется давать в одни и те же часы, за одним и тем же столом. Для приема пищи у ребенка должна быть любимая посуда.

• Детей с аутизмом следует как можно раньше привлекать к помощи по дому. Дети должны принимать участие в приготовлении пищи, мытье посуды, уборке помещения.

• Необходимо научить ребенка слову “стоп”. Дело в том, что эти дети, имея различные фобии, могут не замечать реальных опасностей: переходить улицу перед машиной, приближаться к горячим предметам. Если ребенок будет знать слово “стоп”, это может уберечь его от травм. Сделать это можно следующим образом: внезапно прекратить какое-то действие и твердо сказать “Стоп”, со временем он поймет, чего от него добиваются.

• Аутисты обычно любят смотреть телевизор, но их необходимо ограничивать в этом.

• Необходимо отвлекать его от бессмысленных, стереотипных движений. Это можно сделать с помощью танцев, прыжков на месте.

• Желательно как можно больше беседовать с ребенком. Даже если он остается безучастным, нужно помнить, что он нуждается в общении даже больше, чем обычные дети; большинство людей нуждаются в уединении и дети с аутизмом не исключение.

• Необходимо сделать ему какой-нибудь “тайный” уголок – место, где ребёнок сможет оставаться наедине со своими мыслями, и ему никто не будет мешать.

• Необходимо постараться понять, чем вызваны его механические движения, и перевести их в продуктивное, созидательное русло. Дети с аутизмом обычно любят качели, поощряя это увлечение, можно добиться лучшего развития вестибулярного аппарата.

• Необходимо соблюдать осторожность в общении ребенка и домашних животных. Дело в том, что дети – аутисты могут быть немотивированно агрессивны по отношению к животным. Прежде чем завести домашнего любимца, можно подарить ребенку мягкую игрушку.

• Найдите хорошего врача – психиатра. Желательно обращаться к одному специалисту, зная особенности ребенка и динамику его развития, он сможет более точно корректировать терапию; важно правильно подобрать медикаментозную терапию.

• Хороший результат дает посещение с детьми различных центров и сообществ для детей с аутизмом. Именно там можно получить информацию о новых методиках лечения и коррекции поведения.