Тяжелые нарушения речи сопровождают человечество на протяжении всей его многовековой истории. Ведь, как известно, вначале было слово… А если есть возможность говорить, то, безусловно, существуют и различные аномалии, связанные с этим процессом.
Да, тяжелые нарушения речи стары, как мир. И подтверждение тому – труды древних греков и римлян, в чьих традициях очень почитались ораторское искусство и изящная словесность.
Гиппократ упоминал о большинстве современных форм речевых расстройств: потере голоса и речи, заикании, косноязычии и прочими речевыми нарушениями.
Дети с тяжелыми нарушениями речи являются особенными по причине их специфического развития, которое претерпевает отклонение именно в речевой деятельности, а оно, в свою очередь, влияет на психику. При этом слух у таких мальчиков и девочек сохранен, да и, как правило, базовые интеллектуальные показатели в норме.
Как правило, тяжелые формы речевых отклонений чаще всего встречаются в детстве. Именно в этот период жизни у человека формируются навыки овладения родным языком. Ребенок учится произносить звуки. Запоминает слова и их формы. Ежедневно пополняет свой словарный запас новыми словами. Осознает смысловую наполненность речи. Это в норме. Начинается процесс примерно в 1,5-3 года. К школе, к 7 годам речь уже практически полностью сформирована, а в годы учебы происходит лишь ее совершенствование. К устной речи на уроках подключается письменная речь.
Естественно, речь маленького человечка зависит от того, в какой среде он растет. На нее влияют и культура общения в семье, и воспитательные процессы, и то, чему его обучают в детском саду и дома.
Дети с тяжелыми нарушениями речи либо не говорят совсем, либо имеют очень скудный словарный запас. При неплохих физиологических интеллектуальных способностях они отстают в психическом развитии и их нередко принимают за умственно отсталых. Они с трудом овладевают письменной речью, зачастую страдает их грамотность, могут быть сложности в освоении арифметических заданий.
Тяжелые нарушения речи характеризуются не только проблемами с произношением звуков, но и сложностями их восприятия на слух. Такие дети с трудом строят речевые конструкции – фразы, предложения. Им сложно общаться с людьми, а это чревато комплексами и трудностями с социализацией. Если вовремя не принять меры и не исправить тяжелые нарушения речи у детей, им сложно будет распознать и раскрыть их природные таланты и склонности.
У детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, также наблюдается отставание во всех сферах познавательной деятельности – памяти, мышления, восприятия. Особенно четко это прослеживается на уровне осознанности. Таким мальчикам и девочкам сложно переключать внимание, удерживать и распределять его, а также включаться в процесс какой-либо деятельности. Они с трудом запоминают учебный материал и быстро забывают его. Особенно это касается вербальной информации. Таким детям сложно абстрагироваться, производить мыслительные операции, обобщать материал. При этом они могут вполне нормально выполнять задания, связанные со зрительным восприятием – наглядные.
Моторика детей с тяжелыми речевыми нарушениями также страдает. Они, как правило, очень неловки, неуклюжи, двигаются хаотично и импульсивно. При этом они слабы физически, быстро утомляются и имеют низкую производительность. Эмоционально-волевая сфера таких ребят тоже имеет целый ряд отклонений.
При тяжелых речевых нарушениях страдают наблюдательность, устойчивость интересов, отсутствие или снижение мотивации, закомплексованность, агрессивность, раздражительность, замкнутость, обидчивость.
Дети с тяжелым нарушением речи с трудом социализируются – им сложно наладить контакт с людьми.
Таким образом, тяжелые нарушения речи влекут за собой общее недоразвитие всех аспектов речевой деятельности – грамматики, лексики, фонетики, которое сочетается с узостью мышления, ограничением образного восприятия и речевых обобщений, а также сложностями при овладении чтением и письмом.
Существуют три уровня общего недоразвития речи
На первом уровне у 4-5-летнего ребенка отсутствуют или резко ограничены средства речевого общения.
Его словарный запас – это звукоподражания, которые при произношении нередко сочетаются с активной жестикуляцией.
Второй уровень – это когда ребенок все же владеет несколькими словами, но они сильно искажены. При этом в речи таких детей можно различить несколько грамматических форм. Мальчики и девочки, относящиеся к этому уровню общего недоразвития речи, сильно отстают в данном аспекте от своих сверстников.
На третьем уровне недоразвития ребенок владеет словами и даже речевыми конструкциями, однако все равно не могут свободно общаться.
Причины тяжелых нарушений речи у детей. Почему это происходит?
Для того чтобы процесс формирования речи нарушился, должна быть веская причина, а часто целый их комплекс.
Среди основных причин врачи называют:
Перинатальные проблемы – различные внутриутробные патологии формирования плода (гипоксия, токсикоз, вирусные и инфекционные заболевания матери, резус-конфликт, нездоровый образ жизни беременной, неблагоприятная экологическая обстановка, облучение, вредное промышленное производство).
Родовые травмы (речевой области, которая располагается на макушке). Асфиксия в родах, а также кровоизлияние в мозг.
Врожденные дефекты различных органов речи (языка, губ, нёба) – «заячья губа», «волчья пасть». Неправильно сформированный прикус. Недостаточная подвижность языка и губ
Тяжелые заболевания в первые годы жизни ребенка – инфекционные, вирусные, энцефалические.
Серьезные травмы головы с сотрясением мозга.
Отставание в психическом развитии, которое влечет за собой нарушение речевой деятельности.
Неграмотная речь в семье – из-за нее нередко формируются подражательные нарушения речи, такие как ускоренный ее темп, звуковые дефекты, «съедание» окончаний слов и проч. Воспитание в семье, где оба родителя или один из них страдают глухотой, тяжелыми речевыми нарушениями, заиканием.
Тяжелые речевые нарушения у детей: классификация
Существует два основных типа классификаций данных проблем.
Первая - медико-педагогическая.
Согласно ей, тяжелые речевые нарушения делятся, исходя из причин их возникновения, а также патологических проявлений болезни.
Существует также психолого-педагогическая классификация тяжелых нарушений речи у детей.
Она используется для комплектования спецгрупп для мальчиков и девочек с речевыми отклонениями дошкольного возраста.
Сторонники данной классификации выделяют общее недоразвитие речи, а также фонетические и фонетико-фонематические речевые проблемы.
Тяжелые нарушения речи у детей, какие принять меры
В первую очередь, родители такого ребенка должны осознать всю важность формирования полноценной речевой деятельности.
Ведь именно она запускает множество процессов, происходящих в головном мозге, именно на ней строится общение человека с окружающими.
Очень важно как можно раньше выявить все существующие речевые недостатки.
И желательно начать принимать соответствующие меры не позже 4-летнего возраста.
Зачастую основную ответственность по исправлению тяжелых речевых нарушений мамы и папы особенных детей возлагают на педагогов, психологов, дефектологов и логопедов.
Это не совсем верный путь.
Именно родители, в первую очередь, должны обеспечить ребенку комфортные условия для восстановления речевой деятельности. И мама, и папа, и другие близкие родственники должны активно помогать врачам и педагогам.
Таким образом, основа лечения тяжелых речевых нарушений – это благоприятные условия для развития детского организма, которые включают в себя:
Правильное питание, подобранное индивидуально для конкретного ребенка.
Восполнение дефицита питательных веществ, необходимых растущему организму
Формирование маленького человечка в экологически безопасной среде – качественные посуда, одежда, игрушки. Грамотно организованный режим питания и дня – полноценный завтрак, обед и ужин, дневной сон, посильные умственные и физические нагрузки.
Активная социальная жизнь – позитивное общение со сверстниками, походы в кино, в театры, в музеи, семейные поездки и путешествия, походы, пикники
Регулярные занятия по развитию речи.
Но самое главное – теплая, дружественная атмосфера в семье, полное принятие ребенка родителями, их безусловная любовь.
Очень важно проявлять тактичность по отношению к ребенку, не тыкать в его болезнь, не демонстрировать его отклонение других людям, не осуждать его за это.
Особенности воспитания детей с теми или иными тяжелыми речевыми нарушениями в семье
Так, например, для заикающегося ребенка обязательным условием восстановления являются сон днем и различные речевые ограничения.
Можно практиковать дома режим молчания и допускать периодическое общение шепотом.
Также специалисты рекомендуют помогать своему ребенку в том случае, если он застопорился при произнесении слова – договаривать за него.
Дети, страдающие сенсорной алалией, должны жить в четко выстроенном речевом и звуковом режиме. Родители должны позаботиться о том, чтобы их малыш как можно меньше общалось с окружающими, не смотрел телевизор.
Также эффективной мерой в лечении алалии может стать отсутствие игрушек и картинок, то есть своеобразный зрительный голод. Именно на такой эмоционально ровной почве занятия с логопедом дадут наилучшие результаты.
При дизартрии очень важен грамотно выстроенный режим дня – достаточное количество сна и бодрствования.
Важно развивать моторику, а потому родители могут организовать как можно больше действий для ребенка, которые с ней связаны: захватывание, удерживание в руках и перекладывание предметов. При этом очень важно отмечать и поощрять малейшие успехи ребенка.
Таким образом, у детей с тяжелыми нарушениями речи, будут формироваться необходимые для жизни навыки самообслуживания.
Лечение ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями – это целая комплексная программа, которая должны проводиться регулярно и целенаправленно.
Тогда вас ждет успех, а ребенка – полноценное здоровье.